[Джованни Буралли; лат. Johannes de Parma; итал. Giovanni Buralli da Parma] (ок. 1208, Парма - 19.03.1289, Камерино), блж. католич. Церкви (пам. 20 марта (в Парме и Камерино) и 24 марта (в Ареццо)), генерал ордена францисканцев в 1247-1257 гг. Главным источником сведений о нем является «Хроника» францисканца А. де Салимбене (1221 - ок. 1290), современника и друга И. П. Сохранилось также позднее Житие И. П., написанное францисканским историком Л. Ваддингом (1588-1657) и вошедшее в состав «Анналов миноритов» (Annales Minorum, seu Historia trium Ordinum a S. Francisco institutorum).
И. П. вступил в орден францисканцев в 1233 г. в возрасте ок. 25 лет. Закончил Парижский ун-т, затем преподавал в Болонье, Неаполе и Париже. Принял участие в Лионском I Соборе (1245). В 1247 г. на капитуле в Лионе был избран генералом ордена. Кандидатура И. П. получила общую поддержку, в т. ч. со стороны спиритуалов. В начале пребывания в должности генерала он совершил поездку по Европе с целью посетить основные францисканские конвенты и лично убедиться, следуют ли братья орденскому уставу. Весной 1248 г. побывал в Англии, откуда направился во Францию и через Прованс в Испанию. Во время поездки И. П. встретился с англ. кор. Генрихом III и франц. кор. Людовиком IX Святым. В 1249 г. И. П. возглавил миссию францисканцев и доминиканцев, к-рую по просьбе имп. Иоанна III Дуки Ватаца папа Римский Иннокентий IV направил на Восток для переговоров об унии. На состоявшейся в Нимфее встрече присутствовали император, К-польский патриарх Мануил II, представители Антиохийского и Александрийского патриархатов. Переговоры не привели к к.-л. результатам, была достигнута лишь договоренность о визант. посольстве в Рим в 1250 г.
За время пребывания И. П. на посту генерала францисканского ордена состоялись 2 капитула: в Генуе (ок. 1251) и в Меце (1254). На капитуле в Меце И. П. решительно противодействовал попыткам реформировать орден, заявив, что в новых уставах нет нужды и следует соблюдать уже существующие. Консерватизм И. П., встреченный с воодушевлением спиритуалами, был причиной недовольства тех членов ордена, к-рые требовали перемен. На капитуле в Меце И. П. настоял на отказе от вызывавшего споры среди миноритов папского бреве «Quanto studiosius» от 19 авг. 1247 г. Этим постановлением Иннокентий IV наделял францисканцев правом самостоятельно избирать синдиков, к-рые формально, не будучи членами ордена, могли заниматься вопросами, связанными с имуществом, т. е. приобретать, продавать, обменивать вещи, переданные или уступленные ордену. Т. о., контроль за хозяйственной деятельностью мон-рей по сути переходил в руки самих миноритов. Позже все положения этого бреве были повторены в булле Мартина IV «Exultantes in Domino» (1283).
Росту популярности миноритов в обществе способствовало решение И. П. о предоставлении жертвователям ордена права быть похороненными на францисканских кладбищах (5 апр. 1250 привилегия подтверждена буллой Иннокентия IV «Cum tamquam veri»). Стремясь сгладить противоречия между итал. и заальпийскими провинциями ордена, И. П. ввел правило, согласно к-рому генеральные капитулы должны были проводиться попеременно в Италии и за ее пределами.
В 1250 г. минориты получили от Иннокентия IV привилегию, позволяющую министрам орденских провинций преследовать и помещать в тюрьму самовольно покинувших орден братьев, даже если они к тому времени вступили в др. конгрегации. Также И. П. добился права обращаться к светским властям за помощью в поимке отступников и не замедлил им воспользоваться: вскоре после посещения им Англии король Генрих III приказал схватить всех известных беглых францисканцев.
И. П. интересовался учением Иоахима Флорского († 1202). Из-за сочувствия иоахимизму И. П. приписывалось авторство соч. «Liber introductorius in Evangelium aeternum» (Введение в Вечное Евангелие), в действительности созданного в 1254 г. францисканцем Герардо из Борго-Сан-Доннино и осужденного папской комиссией в Ананьи в 1255 г. (см. «Евангелие вечное»). В 1257 г. под давлением папы Александра IV И. П. был вынужден оставить пост генерала ордена. Капитул, собравшийся в Риме, 2 февр. 1257 г. избрал новым генералом Бонавентуру (его кандидатура была предложена И. П.).
В 1262 г. в Читта-делла-Пьеве по инициативе Бонавентуры был начат процесс против И. П., к-рого обвиняли в приверженности иоахимизму. Бывш. генерала францисканцев приговорили к пожизненному заключению; от наказания его спасло вмешательство кардинала-протектора ордена Оттобоно Фиески (впосл. папа Адриан V), к-рый настоял на том, чтобы И. П. разрешили удалиться в Греччо. В 1288/89 г. И. П. вновь совершил путешествие в Византийскую империю как миссионер и легат папы Александра IV.
И. П. внес вклад в развитие францисканской литургии, способствовав созданию «Ordinationes Divini Officii» (Чины Божественной Литургии, также «Ceremoniale Ordinis Minorum vetustissimum»). Чины были утверждены на генеральном капитуле в Риме в 1257 г.
Погребен в Камерино в ц. св. Франциска. В 1873 г. мощи И. П. были перенесены в кафедральный собор. Почитание И. П. спиритуалами установилось довольно рано. Так, в «Historia septem tribulationum Ordinis Minorum» (История семи бедствий ордена миноритов) Ангела Кларенского (Анджело Кларено) († 1337) он представлен истинным учеником католич. св. Франциска Ассизского; в описанном 4-м «бедствии» подробно рассказывается о противостоянии праведника И. П. и Бонавентуры, к-рый представлен «приспешником Антихриста». 1 марта 1777 г. почитание И. П. было подтверждено папой Пием VI, в 1780 г. служба И. П. разрешена для францисканского ордена.